Аккумулятор для автозвука.

Второй аккумулятор в автозвуке всегда вызывает уважение и много вопросов у любителей caraudio. Самые главные из них: "для чего нужен дополнительный аккумулятор?" и "какой аккумулятор выбрать?". Для того, чтобы в этом разобраться рассмотрим, какие проблемы решают аккумуляторы для автозвука.

Рис. 1. Аккумулятор для автозвука.

 

Какие проблемы решает дополнительный аккумулятор в автозвуке?

 

Проблема №1. Просадки напряжения.

Как часто приходиться видеть разочарованных меломанов, которые опустошили весь кошелек, установив высококлассное оборудование в ожидании непревзойденного звучания, но добиться потрясающего звука так и не смогли, сколько не мучили настройки системы. Виной всему скрытые проблемы, к которым относятся просадки напряжения, возникающие при использовании неподходящих или некачественных силовых кабелей, распределителей питания, держателей предохранителей, а также источника питания - аккумулятора.

Напомним, все автомобильные усилители звука эффективно работают только при стабильном напряжении бортовой сети 12,8-14В. Этот отличный показатель легко может “проседать” в моменты пиковых нагрузок (мощный широкополосный сигнал, бас или удары барабанов) вследствие недостаточной токопроводимости системы питания. Многие, измеряя напряжение подручным вольтметром, уверенны, что причину искажений нужно искать в другом месте. И, нужно сказать, ищут. Ищут с пристрастием, не жалея денег и сил, а результата нет.

Искать решение проблем необходимо не там где, светло, а там, где пропало.

Коварство данной проблемы заключается в затрудненности ее обнаружения. Просадки могут длиться всего доли секунды, поэтому обычным вольтметром их не обнаружить. Однако, этого более чем достаточно, чтобы звук "смазать", "замылить", "расстроить" и т.п. В такие мгновения резко падает мощность усилителей и возрастает количество искажений, что приводит к существенному снижению качества звучания аудиосистемы. Как может проседать напряжение в моменты пиковой мощности показано на графике:

Условный график падения напряжения при усилении аудиосигнала.

Рис. 2. Условный график падения напряжения при усилении аудиосигнала.

Существует две причины возникновения просадок напряжения, виной которым штатный аккумулятор. Во-первых,высокое внутреннее сопротивлением ESR штатного аккумулятора, которое характеризует скорость отдачи электроэнергии, не позволяет мгновенно “снабдить” систему достаточной “партией” электроэнергии в момент отработки усилителем мощных аудиосигналов. Во-вторых, удаленность. Чем дальше аккумулятор от усилителя звука, тем больше просадки напряжения на питающих кабелях.

 

Виной всему высокое внутреннее сопротивление ESR штанного аккумулятора и его значительная удаленность от усилителя.

Любой кабель, даже из самой чистейшей меди и самого большого сечения, имеет свое удельное сопротивление. И чем больше протяженность кабеля, тем больше времени потребуется току на прохождение участка цепи, тем больше губительные просадки напряжения. Конечно, в относительно маломощных аудиосистемах, эти проблемы решаются с применением конденсатора. И тут будьте бдительны! Опасайтесь “пустышек”. Конденсатор должен быть электролитического типа с внутренним сопротивлением до 2мОм, а емкость должна соответствовать заявленной с погрешностью не более 10%. Подробнее о конденсаторах можно прочитать в статье «Какой конденсатор выбрать». Но если вы хотите построить более мощную аудиосистему, обладающую действительно потрясающим качеством звучания, вам не обойтись без специального аккумулятора для автозвука.

Проблема №2. Один источник питания на штатную бортовую сеть и аудиосистему.

Представить себя в следующей неловкой ситуации - после феерической демонстрации звука вашей аудиосистемы, когда все завистливые взгляды прикованы к вашему автомобилю, вы не можете завести двигатель и со свистом покинуть место славы. Восхищение прохожих и зависть автолюбителей быстро меняются на насмешки и жалость, и в их глазах вы становитесь, например, качком, который не может отжаться от пола и одного раза. А виной всему разрядившийся в ноль аккумулятор.

Разрядившийся аккумулятор. Закон подлости или закономерность?

Рис. 3. Недозаряженный аккумулятор может подвести в любой момент.

Обычный штатный свинцово-кислотный аккумулятор рассчитан на обеспечение электроэнергией только штатных бортовых систем и работу стартера. Всем известно, что для полного восстановления заряда АКБ, требуется какое-то время поездить на автомобиле, так как при холостых оборотах генератор не вырабатывает достаточное напряжение для заряда. И без всякого автозвука встречается множество автомобилей с “хронически” не дозаряженными аккумуляторами. Кто мало ездит по тем или иным причинам знает это не понаслышке, покупая каждый год новый АКБ. В режиме постоянного недозаряда емкость аккумулятора неизбежно уменьшается, так как происходят необратимые процессы “высыхания” свинцовых пластин. В конечном итоге емкость снижается до уровня, недостаточного для запуска двигателя, и приходиться покупать новый источник питания. Этот недостаток присущ всем традиционным автомобильным АКБ с жидким электролитом.

Диагноз – хроническая недозаряженность. Исход – смерть батареи.

А теперь добавим в автомобиль систему с усилителем звука, мощной акустикой и сабвуфером. Нагрузка на штатный аккумулятор возрастет, чуть ли не в разы. И без того легко нарушаемый баланс разряда/заряда аккумулятора гарантированно смещается в сторону “хронической” недозаряженности. Померяйте напряжение на клеммах вашего аккумулятора с помощью вольтметра при выключенном двигателе и определите его уровень заряда по приведенной ниже таблице.

 

Тест заряда АКБ

Рис. 4. Таблица для проверки заряда аккумулятора.

Если уровень заряда ниже 75%, значит, ваш АКБ не дозаряжается, и вполне закономерно, что после продолжительного прослушивания музыки на высокой громкости, он может подвести. Не редки случаи, когда после хорошей "дискотеки" даже при работавшем двигателе, автолюбитель глушит мотор, а завести уже не может.

Генератор, работающий на холостых оборотах двигателя, вовсе не гарантирует восполнение заряда.

Во благо производителей кислотно-свинцовых аккумуляторных батарей с жидким электролитом севший в ноль аккумулятор резко теряет свою емкость. Мало того, достаточно несколько глубоких разрядов (2, 3 или 5, как повезет), чтобы батарея стала непригодной к дальнейшей эксплуатации.

Два-три глубоких разряда и обычный аккумулятор можно выкинуть на свалку.

Рис. 5. Непригодные аккумуляторы.

“Ну и ладно”, скажете вы, “как сядет, куплю новый”. “Зачем? Машина заводится, все работает”. “Надо решать проблемы по мере их поступления” и все в этом духе. Да, но! Двигатель будет заводиться и при 10% уровне заряда, фары, щетки и кондиционер будут справляться со своими обязанностями и при 11V. А что со звуком?.. А его не будет. Помните, что чем ближе показатель напряжения в бортовой сети к 14V, тем эффективнее усилители делают свою работу, тем чище, прозрачнее и громче звук. А если отметка падает ниже 12V, усилители просто “задушены” нехваткой питания, и не о каком драйве и эмоциях речи быть не может.

 

Двигатель заведется и при 10% уровне заряда аккумулятора. Щетки и фары справятся со своей работой и при 11 V, но усилитель звука нет!
 

Вывод

Используя в качестве источника питания аудиосистемы штатный аккумулятор, вы всегда рискуете, в лучшем случае эффективностью работы усилителей, в худшем возможностью уехать на своем авто. Именно, по этим причинам, целесообразно использовать специальные аккумуляторы для автозвука, как в качестве замены основного, так и в качестве второго аккумулятора. Почему специальные? Потому что обычный свинцово-кислотный аккумулятор, повторимся, имеет высокое внутреннее сопротивление, что увеличивает просадки напряжения, и может выдержать всего лишь 2-3 полных разряда. К тому же у обычных батарей с жидким электролитом повышенное испарение вредных газов и их можно устанавливать только в вертикальном положении. Это резко уменьшает варианты расположения источника питания и компоновки аудиосистемы в целом. В качестве второго (или замены штатного) аккумулятора в автозвуке используются "гелевые" АКБ или батареи, созданные по технологии AGM, которые лишены всех перечисленных недостатков. Подробнее об этом рассказано в статье «Отличия обычного аккумулятора от гелевого и AGM аккумулятора».

 

 

Статья взята с сайта http://stinger-acc.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Установка автозвука и продажа автомобильной акустики в Камышине.

Магазин по автозвуку в Камышине.